Иностранные инвесторы уже находятся на низком старте, ожидая начала строительства «Северного потока — 2», которое запланировано на 2018 год.
Кроме того, Зигмар Габриель подчеркнул, что «Северный поток — 2» — это инвестиционное решение европейских компаний, а не только проект Еврокомиссии. По его словам, для Германии важно, чтобы он был реализован и работал в соответствии с действующим законодательством ЕС. В странах Европы заинтересованы в надежном и долгосрочном снабжении, а «Северный поток — 2» как раз может стать дополнительным маршрутом.
По мнению аналитиков, требование Германии сохранить украинский транзит предсказуемо. Сейчас и в Брюсселе, и в Берлине по инерции продолжают разыгрывать карту евроинтеграции Украины. Речь идет именно об инерции, а не о принципиальной позиции, поскольку с ослаблением интереса к украинскому проекту со стороны Вашингтона единственным защитником и инвестором Украины остается ЕС.
Понятно, что расширение «Северного потока» не отвечает интересам Киева. И если Россия начнет сокращать объемы прокачки газа через Украину либо вовсе откажется от украинского транзита из-за огромных сложностей, с которыми сталкивается «Газпром», то поступления в и без того скудный бюджет страны снизятся. Что это означает для ЕС, очевидно: потребности Киева в финансировании экономики и политического режима возрастут, а кроме как у МВФ, который формируется в основном за счет ЕС и США, денег администрации Порошенко взять попросту не у кого, особенно с учетом возможности объявления дефолта после вынесения решения Высоким судом Лондона по долгу перед Россией.
Эксперты обращают внимание на то, что среди ярых противников расширения «Северного потока» остается разве что Польша, для которой газопровод не выгоден с экономической точки зрения: страна планирует развивать собственный комплекс по перевалке СПГ совместно с Норвегией. Для Германии же сохранение украинского транзита остается исключительно политическим вопросом, не более того. С учетом высокого уровня неопределенности относительно сохранения текущего баланса на внутриполитической арене как в самой Германии (в связи с выборами), так и на Украине (из-за ослабевающих позиций администрации Порошенко), политический аспект, препятствующий реализации проекта «Северный поток — 2», вполне может исчерпать себя в перспективе года-двух. Это, считают аналитики, вполне терпимый срок задержки для столь амбициозного проекта.
Между тем с точки зрения внешней политики России такое заявление со стороны Германии ставит под сомнение целесообразность антироссийских санкций, потому что оно предполагает тесное сотрудничество в газовой сфере, без которого Европа не может прожить, но почему-то отрицает другие сферы сотрудничества.
|